Судьба резидентов

10/11/2016

Тревожная весть для отечественного производителя пришла прошедшим летом - президент России Владимир Путин поручил прекратить создание новых особых экономических зон. Скорее всего, будет прекращена работа 10 действующих, которые себя не оправдали. Хорошо, что в этот список не попала татарстанская ОЭЗ «Алабуга», но на этом поводы для оптимизма заканчиваются.

Возможно, решение главы государства продиктовано тем, что бюджет ограничен в средствах на поддержку отечественного бизнеса. В этих условиях совершенно естественно сокращение неэффективных бюджетных затрат. Но, с другой стороны, сама жизнь диктует необходимость неких «заповедников» для бизнеса, желающего развивать собственное производство. Ведь производственнику обязательно нужны земля, электроэнергия, дороги – в общем, территория и инфраструктура. Индустриальные парки и промышленные площадки являются тем местом, где благодаря наличию такой инфраструктуры удобнее всего развивать производственный бизнес.

В нашей республике ситуация в этом отношении более благополучная. Министр экономики РТ Артем Здунов в одном из интервью рассказал, что республика может частично субсидировать создание промышленных площадок в районах тем, кто может сделать это быстро. При этом он отметил, что в Татарстане нет площадок с негативным опытом.

Но личные наблюдения и статистика свидетельствуют, что к районным промплощадкам не выстраиваются очереди из потенциальных резидентов. Напротив, на большинстве созданных площадок есть много пустующих площадей. Соответственно, вложенные в них ресурсы пока не приносят нужного эффекта.

Стоит учесть, что республика не жалеет средств на создание и деятельность муниципальных индустриальных парков. Их курируют министерство экономики РТ, министерство промышленности и торговли РТ, Агентство инвестиционного развития РТ, Инвестиционно-венчурный фонд РТ и другие институты развития.

В результате, на долю резидентов индустриальных площадок приходится всего 7% от общего промышленного производства в республике. Как видим, потенциал этих площадок далек от исчерпания - вопрос лишь в том, как его реализовать.

Надо сначала определиться с общей концепцией развития промплощадок. Имеющаяся концепция, разработанная в Минэкономики, к сожалению, не учитывает всех нюансов. Она ориентирована преимущественно на создание государственных площадок. Штамповать индустриальные парки по принципу «чем больше, тем лучше» не стоит.

Мне кажется, проблема заключается в отсутствии заинтересованности чиновника в результате своего труда. Его мотивация ограничивается премией и продвижением по службе.

Напрашивается простой вывод: все муниципальные парки и площадки надо передать в частные руки. Во-первых, это обеспечит здоровую конкуренцию между ними за потенциальных резидентов. Помимо этого, производители из разных индустриальных парков будут конкурировать между собой. Во-вторых, каждый бизнесмен заинтересован в максимально быстром развитии своего дела, поскольку от этого непосредственно зависят сроки получения и размер прибыли. А когда, благодаря усилиям предпринимателя, его прибыль начнет расти, свой бонус получит и государство в виде создания новых рабочих мест и пополнения налогами казны. В-третьих, от государства потребуются только минимальные вложения в инфраструктуру и предоставление налоговых преференций резидентам. Это поможет сильно сэкономить бюджетные расходы.

В республике уже есть удачные примеры реализации этой идеи. Один из самых удачных проектов Фонда Прямых Инвестиций - частный индустриальный парк «М-7», который за пять лет своего существования доказал свою состоятельность и конкурентоспособность. К слову, наш индустриальный парк не обладает огромными государственными ресурсами, достаточно заметить, что его управляющая компания имеет штат всего из семи сотрудников. Однако мы смогли привлечь сюда 24 резидентов, из которых пять – действующие предприятия. Еще шесть резидентов находятся на стадии строительства, семь – на стадии проектирования, к концу года в «М-7» ожидают открытия 11 производств.

Кроме того, частник, ориентируясь на свой финансовый интерес, сумеет выбрать оптимальные точки дислокации для промышленных площадок и парков. А открытие государственных ИП предполагает, что вопросы престижа будут довлеть над соображениями целесообразности. Такие площадки следует дифференцировать, например, по зональному признаку. Площадки, расположенные в более экологически чистых, не отягощенных химической и прочей вредной промышленностью районах, стоит отдать пищевой или текстильной промышленности. А там, где есть географическая близость к крупным нефтехимическим предприятиям, должна располагаться более тяжелая промышленность – переработка полимеров, металлообработка и т.п.

Чтобы индустриальные парки быстрее начали генерировать доход, республика должна сформировать уникальное предложение не только по субсидированию индустриальных парков, но и по сбыту готовой продукции их резидентов. Компании-резиденты ИП должны иметь особые преференции. Помимо льгот по аренде и возможности участвовать в госпрограммах помощи бизнесу, нужен стабильный доступ в торговые сети, в том числе и федеральные. Это одно из приоритетных направлений помощи бизнесу со стороны государства. Если не будет налаженных каналов сбыта готовой продукции, то о развитии малых и средних производств можно забыть. Следовательно, окажется дискредитирована сама идея индустриальных парков.

Руслан Халилов, журнал «Эксперт Татарстан», №40-44 (33)