Индустриальные пасынки государства

03/09/2015

Частные индустриальные парки в России испытывают сильное конкурентное давление со стороны государственных площадок

Ошибаются те, кто думают, что импортозамещение – это тренд только последних полутора лет. На самом деле российское правительство давно (еще в период президентства Дмитрия Медведева) ставило задачи по созданию основ национальной конкурентоспособности. Достаточно вспомнить концепцию «четырех И» (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции), выдвинутую нынешним премьером в далеком 2008 году. Более того, руководство Татарстана начало реализовывать эти идеи еще до того, как они были полностью сформулированы в федеральных структурах. Производственные площадки «Химград» и «Алабуга», созданные уже в 2006 году, или «КИП-Мастер», основанный аж в 2004 году, – явное тому свидетельство. В республике раньше других поняли, что для развития любого производства бизнесу, в первую очередь, нужны даже не деньги, а подготовленные площади и сопутствующая инфраструктура.

Однако индустриальных парков, созданных при непосредственной поддержке государства, недостаточно. Здесь, как в любом процессе, связанном с рыночными отношениями, более уместна будет частная инициатива.

По данным НП «Ассоциация индустриальных парков», в России насчитывается 560 индустриальных площадок. Сюда входят не только парки, но и любые площадки, подготовленные для развития производства. Отличие в том, что индустриальный парк должен удовлетворять ряду требований. В стандарте АИП записано: «Индустриальный (промышленный) парк — это управляемый единым оператором (специализированной управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств. Понятия «индустриальный парк» и «промышленный парк» тождественны». АИП насчитала в 2014 году 101 индустриальный парк. Из них большинство – 61 – это частные парки, а 40 являются государственными. Общее количество резидентов всех российских индустриальных парков в прошлом году достигло цифры 1153. Заполнены они в среднем на 53%. Важным результатом деятельности индустриальных парков является то, что на каждый вложенный в них бюджетный рубль в среднем по России приходится шесть рублей отдачи в бюджеты разных уровней. Кроме того, подобные парки – это наилучшие зоны для привлечения инвестиций, прежде всего, в производство.

Несмотря на преобладание частных проектов в структуре индустриальных парков, преимуществами, как правило, обладают государственные промплощадки.

Руководством Татарстана перед органами местного самоуправления поставлена задача практически в каждом районе создать свою производственную площадку. Наверное, это неплохо для развития потенциала республики.

Но государство не может быть эффективным во всем. Дело в том, что чиновник не получает прямую выгоду от развития производства на вверенной ему территории, даже если оно будет трижды инновационным. В лучшем случае ему дадут премию по итогам года. Другое дело – частный инвестор, доходы которого напрямую зависят от успешности развития индустриального парка. В первом случае, как только сменится направление «политического ветра», чиновник благополучно забудет о курируемом им производстве. Частник же откажется от проекта только в том случае, если убедится в его убыточности.

Таким образом, целесообразнее при планировании и создании индустриальных парков ориентироваться больше на частную инициативу. Роль государства в этом деле, возможно, надо минимизировать, свести к обеспечению налоговых преференций для резидентов и необходимой для открытия производств инфраструктуры.

Пока же государство действует как главный игрок на этом рынке. Индустриальные парки и иные площадки, созданные при поддержке государства, создают избыточную конкуренцию, которая мешает развиваться частным проектам подобного рода. Причем эту конкуренцию никак нельзя назвать справедливой, а условия этой борьбы для государственных и частных парков равными. Поскольку за первым игроком, как правило, стоит властный ресурс.

Очень красноречив в этом плане пример Татарстана. Посещающих нашу республику потенциальных инвесторов буквально у трапа самолета с чак-чаком встречает руководство республики. И везет дорогих гостей… например, в ОЭЗ «Алабуга». Затем инвестор, что называется, из первых уст получает гарантии создания режима полного благоприятствования для своего бизнеса. В то время как сотрудники частных индустриальных парков не могут похвастаться такой протекцией. Поэтому как бы ни пиарили себя и свои площадки частники, сколько бы денег ни вкладывали в их продвижение, они всегда будут вторыми. Поскольку главное, на что обращает внимание инвестор, вкладывая средства в российские проекты, - отношение власти. Российским предпринимателям еще более важно как к их начинаниям относится начальство. Если говорить о районах, то там по настоящему крупный проект не может появиться без одобрения местной власти.

Каков же выход из положения? Думается, разумно было бы вновь создаваемые в районах Татарстана индустриальные площадки постепенно передавать в частные руки. Выгодно будет всем. Чиновники отчитаются перед федеральным центром о создании условий для развития бизнеса. А частные инвесторы, ориентируясь на собственную выгоду, создадут на местах те производства, которые будут востребованы именно в этом районе.

Руслан Халилов, журнал «Эксперт Татарстан», №35-37 (19), 2015 г.