«Эксперт Татарстан»: Так и хочется поконтролировать

06/07/2015

Государство нашло, что его присутствия на рынке электронных торговых площадок недостаточно. Требования к ним будут ужесточены.

Делается это в связи с тем, что «повышаются риски, повышаются механизмы взлома информационных систем, а значит, должны повышаться требования к функционированию программных комплексов площадок, а также требования юридического характера», - сообщил в июне директор департамента развития контрактной системы министерства экономического развития РФ (МЭР РФ) Максим Чемерисов.

Все время своего существования (около десятка лет) отечественный рынок электронных торговых площадок (ЭТП) развивался довольно динамично без каких-либо мер государственного стимулирования. По оценке генерального директора Национальной ассоциации институтов закупок(НАИЗ) Сергея Габестро, текущий годовой оборот этого рынка составляет в общей сложности 30 триллионов рублей. Из них шесть триллионов - электронная торговля в области государственных закупок, еще 15 триллионов - объем рынка электронных закупок, связанного с деятельностью государственных компаний, которые используют электронные площадки в соответствии с федеральным законом №223. В дополнение к этому есть еще значительный оборот электронных закупок со стороны коммерческих компаний. Точной его оценки никто не делал, но он не меньше, чем объем закупок в соответствии с 223-м законом.

Что касается Татарстана, то через крупнейшую электронную площадку местного базирования ONLINECONTRACT с 2007 года прошли свыше 20 тысяч компаний, размещающих свои предложения. В 2014 году было проведено свыше 30 тысяч тендеров, оборот составил более 37 млрд рублей.

 

Разделяй и властвуй

Судя по всему, государство беспокоит неподконтрольность внушительного денежного объема рынка. Тем более что в ближайшее время денежные потоки в данной сфере увеличатся - ожидается, что за счет антикризисных бюджетных вливаний в экономику объемы закупок вырастут. Значительная часть этих средств пройдет через ЭТП, особенно если будет принят закон о проведении всех госзакупок только в электронной форме. Сейчас рассматриваются сразу несколько вариантов регулирования, подразумевающих усиление прозрачности расходования бюджетных средств. Один из них, от Минэкономразвития РФ, и устанавливает госконтроль над всеми игроками отрасли.

Определенное регулирование рынка, конечно, назрело; добросовестные ЭТП сами не против установления контроля. Их представители призывают «чистить ряды», например, от площадок-однодневок, созданных для осуществления единичных торгов. Такие фирмы порой умудряются увести пару-тройку не очень разборчивых заказчиков у участников рынка, вложивших огромные средства в программное обеспечение и средства защиты информации. И это означает серьезные риски для клиентов ЭТП. Дело в отсутствии единых требований к информационной защите: любую утечку важных сведений о заказчике ЭТП может объяснить хакерской атакой или другими форс-мажорными ситуациями, присущими работе в интернете. Такая же картина в сфере требований к участникам торгов на разных площадках. Поразительно, но факт - ряд участников рынка умудряются взимать плату не только за участие в торгах, но и за сам доступ к электронной системе закупочных процедур, а порой и за победу в них. Подобные факторы ведут к ограничению конкуренции и даже к подтасовке итогов тендеров.

«Надо понимать, что закупки – это всего лишь один из видов деятельности в нашей отрасли, - комментирует директор ЭТП ONLINECONTRACT Александр Гуров. - Есть торговые площадки, у которых источником доходов являются не закупки, а наоборот, продажи. Например, банкротного или залогового имущества. Также в рунете обильно представлены доски объявлений с наименованием поставщиков и поставляемой продукции, которые тоже именуют себя электронными площадками. По сути, они выполняют задачу поиска новых поставщиков, но технического функционала по определению лучшего предложения, уторговывания и заключения контракта не имеют. Так что для начала было бы желательно определить - что такое электронная торговая площадка на законодательном уровне. И уже потом решать, кто и за сколько на каком рынке может работать. По разным данным, в России сейчас насчитывается от 120 до 200 электронных торговых площадок. Почему такие разные цифры? Одна из причин указана выше – каждый считает с точки зрения своего понимания».

Поэтому контроль, конечно, необходим - но лишь на уровне создания четких и единых требований ко всем участникам рынка. «Первым делом стоит определить, какова цель планируемых изменений в законодательстве, - продолжает Гуров. - Если задача – снижение коррупционной составляющей, увеличение конкуренции и усиление контроля, то нужно определять требования, правила игры, контрольные функции и органы. Возьмем, к примеру, банки. От деятельности некоторых из них пострадали тысячи людей в недалеком прошлом, но в итоге мы же не остались с пятью банками на всю Россию. Была проведена проверка, у недобросовестных участников рынка отозвали лицензии. Согласитесь, сложно добиться конкуренции на торгах без конкуренции среди торговых площадок».

Каким бы ни было количество ЭТП, по закону о закупках для государственных и муниципальных нужд (ФЗ-44) лишь пять из них имеют право проводить тендеры по заказу органов власти. Эти площадки принадлежат «акулам» российского бизнеса – ВТБ, Сбербанку, Банку Москвы и др., и были отобраны правительством несколько лет назад по непонятным обывателю техническим характеристикам. Обновлению данного перечня поспособствует первая, самая простая правительственная инициатива. И это хорошо, поскольку увеличение количества участников торгов ведет к усилению конкуренции и экономии бюджетных средств на закупках.

Не попавшие в «элитный клуб» ЭТП сейчас могут работать только с независимыми от бюджетных обязательств юридическими лицами. В том числе с компаниями с госучастием. Закупочные процедуры с их участием и планируется взять под контроль – это вторая инициатива МЭР РФ. Под «опеку» властей попадут и закупки естественных монополий, таких как «Россети», РЖД и прочие, а также всех, кто получит из бюджета деньги на инвестпроекты.

Самое же резонансное предложение Минэкономразвития РФ было изложено его министром Алексеем Улюкаевым в марте 2015 года в докладе первому заместителю председателя правительства РФ Игорю Шувалову. Сводилось оно к сокращению количество участников рынка (для удобства контроля над ними) и вызвало непонимание со стороны многих участников рынка. Последние сомневаются в адекватности отбора. Законопроектом МЭР предусмотрено, что обновленный пул ЭТП определит экспертная организация, которую без проведения прозрачного конкурса выберут чиновники от нескольких министерств. При этом вхождение в пул будет платным, а размер «вступительного взноса» будет определять та же группа должностных лиц. В итоге нынешнее количество ЭТП может сократиться на порядок, а то и больше. «Представляете, какие коррупционные риски образуются, если десятки триллионов рублей будут проходить через несколько компаний, регулируемых чиновничьей структурой?», - задается вопросом директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Алексей Ульянов.

«Мы одни из первых начали работать на рынке, и вот чем, я считаю, опасен такой отбор, - говорит финансовый директор ЭТП SETonline Сергей Беккер. - Клиенты уже сейчас спрашивают: а вы входите в число аккредитованных при правительстве пяти торговых площадок? И хотя у нас сотни миллионов оборота, некоторые все равно идут к тем пяти, кто может работать с госбюджетом. И порой даже не смотрят на то, что в отличие от многих мы готовы быстро адаптировать свои информационные системы под особые требования заказчика, что наш набор услуг существенно снижает издержки при закупках и прочее».

«У нас, как и у всех крупных предприятий, есть свои требования к нормам проведения закупочных процедур, - говорит заместитель директора департамента информационных технологий ПАО «Нижнекамскнефтехим» - начальник управления внедрения и сопровождения ERP-системы SAP Василий Мальцев. - Мы не первый год работаем с нашей ЭТП; в ходе этого сотрудничества планомерно выстраивался сервис, полностью отвечающий нашим потребностям. Конечно, сейчас нам совсем не хотелось бы менять ЭТП и начинать все с нуля».

В сущности, установить четкие правила и блюсти порядок на электронных торгах совсем несложно. Например, еще год назад Минэкономразвития РФ было предложено для устранения коррупционного соблазна у операторов аккредитованных площадок внедрить программное обеспечение, не позволяющее администратору даже технически вскрывать заявку раньше срока. Такой ход решил бы основные проблемы рынка ЭТП. К слову, татарстанская ЭТП ONLINECONTRACT уже внедрила стандарты информационной безопасности - заявки участников торгов технически невозможно извлечь до старта торгов.

Так что сами операторы ЭТП уже имеют работающие инструменты контроля, которые правительству достаточно испытать и масштабировать. В противном случае рынок ЭТП будет декапитализирован и олигополизирован и станет полностью подконтрольным чиновникам.