Не теряйте берега

12/04/2016

Как известно, текущий год президент Татарстана Рустам Минниханов своим указом объявил Годом водоохранных зон. Это весьма своевременное решение - вслед за массовым «преображением» парков и скверов, которым республика активно занималась весь прошлый год, повышенное внимание следует уделить и состоянию, порой плачевному, многочисленных водных объектов республики.

Нам, жителям Татарстана, очень повезло, что наш регион богат водными запасами. Вода – это стратегический ресурс, возможность полноценного отдыха, в конце концов, без нее невозможна жизнь. Но наше отношение к водному богатству пока сложно назвать бережным. Даже в столице республики, не говоря об отдаленных районах, мест для отдыха на воде недостаточно, элементарно не хватает обустроенных пляжей и набережных, береговые линии зачастую не очищены от мусора и кустарниковой поросли.

Актуальность президентского указа подтверждается и экономическими выкладками. Обустройство водоохранных зон – это, в свою очередь, шаг вперед в повышении привлекательности региона, увеличении внутреннего и внешнего туризма, и, соответственно, развитии малого и среднего бизнеса.

На сегодня в Татарстане определен 21 водный объект, требующий незамедлительного приведения в регламентированный вид. Наверное, для республики этого недостаточно. По моему мнению, помимо государства благоустройством прибрежных территорий должны заниматься и частные инвесторы. Ведь это одна из важнейших традиций нашего народа - обустраивать место, где живет семья, землячество. С незапамятных времен население городов и сел не только собирало средства на общие нужды, в том числе устройство общих зон отдыха, но и принимало посильное участие в подобных мероприятиях.

Но даже в таком, казалось бы, благородном деле, как обустройство водоохраной зоны за свой счет, инвестор сталкивается с определенными трудностями.

Алгоритм действий для предпринимателя, желающего произвести работы по использованию водного объекта, в том числе его благоустройству - довольно затейлив. Бюрократические сложности могут возникнуть еще на этапе определения порядка землепользования, без чего невозможно вообще начинать какие-либо работы, далее - при переводе участка в категорию земель промышленного назначения (в случае необходимости), а затем – при проектировании будущего объекта, получении разрешения на его строительство, на ввод в эксплуатацию.

Параллельно проводится работа по получению статуса водопользователя в Федеральном агентстве водных ресурсов - на территории нашей республики функции Агентства выполняет Отдел водных ресурсов по РТ. Порядок рассмотрения обращения состоит из нескольких этапов и сопровождается массой выходной корреспонденции (извещений, уведомлений, согласований).

Конкретное предоставление в пользование иных водных объектов федеральной собственности (рек, озер, прочих водохранилищ, ручьев, прудов) осуществляет другой орган - министерство экологии и природных ресурсов РТ. Сюда необходимо обратиться для оформления в пользование водного объекта с целью реализации каких-либо водохозяйственных работ на последнем. Более того, в случае использования акватории водного объекта, например, для отстоя плавательных средств, нахождения на ней пирса, понтона и других сооружений, необходимо заключать отдельный договор водопользования. В этом случае пользование участком водной глади будет осуществляться за определенную плату.

В ходе подготовки разрешительного документа условия водопользования должны быть согласованы также территориальными органами Росморречфлота и Росрыболовства. Если же предполагается строительство какого-нибудь гидротехнического сооружения, например, плотины или дамбы, к процессу подключается Ростехнадзор. В частности, специалисты ведомства определят, к какому классу опасности будет относиться данный объект и просчитают возможный ущерб, который он может нанести воднобиологическим ресурсам.

Отмечу, что в этом долгоиграющем процессе можно также наткнуться на ограничения по возможности использования водных объектов, которые могут быть уже занятыми другими водопользователями или же оказаться особо охраняемыми природными территориями.

В целом, несколько месяцев может уйти только на бумажную волокиту. И, в лучшем случае, столько же - на сами работы по благоустройству водного объекта. Боюсь, что в отдельно выделенный год уложатся далеко не все.

В указе президента в числе прочего сказано: «Предложить всем государственным органам Республики Татарстан, общественным объединениям и организациям принять активное участие в подготовке и проведении в Республике Татарстан Года водоохранных зон». Хотелось бы, чтобы это участие было выражено, в том числе, и в оказании содействия инвесторам, инициирующим благоустройство территории за свой счет.

Думаю, было бы уместно во исполнение президентского указа вкупе с широким освещением уже имеющихся в данной сфере проблем и возможных путей их решения разработать универсальный алгоритм действий, значительно упрощающий процедуру «преображения» водных объектов силами частных инициаторов. Возможно, с применением принципа «одного окна», хотя бы в течение отдельно выделенного под водоохранные зоны периода. От такого решения получат выгоду все – и государство, и предприниматели, и население.

Руслан Халилов, журнал «Эксперт Татарстан», №10-13 (26), 2016 г.