Инвестиции районного масштаба

27/11/2015

На последнем заседании Инвестиционного совета республики в октябре текущего года президент Татарстана Рустам Минниханов в очередной раз обратил внимание на актуальность темы инвестиционной привлекательности республики. «Привлечение инвестиций в достаточном объеме позволит экономике развиваться, обеспечит создание новых рабочих мест, поступление дополнительных доходов в бюджет в виде налогов», - отметил глава республики. На том же заседании он подчеркнул, что необходимо уделять внимание не только крупным инвестиционным площадкам – таким как ОЭЗ «Алабуга», КИП «Мастер», - но и другим производственным территориям, чтобы они также могли расти и развиваться.

В этой связи возрастает роль каждого отдельно взятого муниципального образования, ведь Татарстан состоит не только из промышленных центров. На карте республики много территорий, потенциально готовых к приходу крупных инвесторов. Необходимость создания новых производственных площадей за пределами Казани продиктована тем, что столица республики уже перенасыщена различными структурами производственного бизнеса. Нагрузку увеличивают также административные, культурные и экономические функции, которые накладывает статус регионального центра. Не стоит забывать и об экологических проблемах города. Учитывая всё вышеизложенное, рано или поздно часть имеющихся предприятий придется выводить за черту города. Казань уже несколько лет претендует на то, чтобы стать центром притяжения для туристов. Значит, в городе необходимо организовать больше прогулочных зон, мест отдыха, облагородить старые кварталы, что далеко не всегда сочетается с развитием производственных мощностей. Как говорил наш президент: «Столица есть столица».

Поэтому со временем мы придем к тому, что производства будут появляться в районах, нежели в городах. Молодые и перспективные главы районов это понимают и готовы принять авторов бизнес-идей на своей территории.

Показательный пример грамотной работы с инвесторами – Зеленодольский район последних восьми – девяти лет. Мы начали сотрудничество с этим районом в 2008 году, когда создали первый в Татарстане частный индустриальный парк, который впоследствии получил название «М-7». Было понятно, что площадка должна располагаться недалеко от основного поставщика сырья – ОАО «Казаньоргсинтез» - и в непосредственной близости от оживленной трассы. Таким образом, мы пришли к выводу, что лучше всего разместить наш индустриальный пак на территории Зеленодольского района. Налог на землю в этом муниципальном образовании в десять раз ниже, чем в Казани. Достаточно большой участок федеральной магистрали М7 проходит через этот район. Отсутствует проблема с нехваткой квалифицированных специалистов. За все годы взаимодействия с руководством муниципалитета мы поняли, что администрация района серьезно настроена на работу с приходящим бизнесом. Заниматься переработкой полимеров да и любым производством на территории Зеленодольского района очень удобно.

У нас всегда складывался откровенный разговор с местной властью о том, что нужно району, бизнесу, заводам-резидентам для развития и как им в этом может помочь муниципалитет.

При всех плюсах работы с муниципалитетами инвесторы, приходящие в район, сталкиваются с проблемой затягивания реализации своих проектов. Порой бюрократические проволочки в оформлении простых и понятных вещей вынуждают инвестора терять не только время, но и вложенные средства.

На прошедшей в августе встрече бизнесменов с Рустамом Миннихановым в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», реализуемого уполномоченным при президенте республики Татарстан по защите прав предпринимателей Тимуром Нагумановым, я поднял актуальный вопрос о возможном кураторстве над частными индустриальными парками со стороны чиновников республиканского уровня. Вопрос в данный момент взят на контроль в правительстве республики. Таким ответственным чиновником вполне мог быть назначен глава района или руководитель исполкома, на территории которого находится индустриальный парк. Наверное, их нужно наделять соответствующими полномочиями. Причем прерогатива в этом вопросе принадлежит лично главе республики, чтобы ответственные чиновники могли решать вопросы, «опекаемого» ими инвестора как во «властных» кабинетах Татарстана, так и в федеральных структурах. Вопросы эти абсолютно вписываются в действующее законодательство, но из-за бюрократических проволочек тормозят развитие нового бизнеса. Для их решения требуется содействие целого ряда ведомств и организаций. Ещё одно важное преимущество официальной персонализации ответственности за тот или иной проект – с чиновника снимаются подозрения в личной корыстной заинтересованности в успешности проекта, в продвижении своих или аффилированных с руководством района компаний, то есть в коррупции.

С другой стороны, если чиновник, обладая необходимыми полномочиями, всё-таки не смог решить проблему инвестора, то понесет за это ответственность лично перед президентом. Как минимум, это грозит сильными репутационными потерями. Такая система позволит уже в ближайшее время обеспечить привлечение инвестиций в районы, что повлечет за собой увеличение налоговых сборов, появление новых рабочих мест. Причем, без выделения дополнительных бюджетных средств, только за счет правильных административных решений. Задача стоит простая: надо придать дополнительный административный вес решениям глав муниципальных образований в интересах малого и среднего бизнеса, что повысит их авторитет, как в собственном районе, так и на республиканском уровне.
Руслан Халилов, журнал «Эксперт Татарстан», №46-49 (22), 2015 г.